KuroshitsujiНовая рецензия от меня.
«Чёрный Дворецкий» – приятное ожидание смертиТак уж повелось, что при выходе любой новой вещи, будь то фильм, машина или дизайн новой дамской сумочки, ей сопутствуют ожидания. Да, зрители, публика – находясь в нетерпении, сами выдумывают и присваивают ещё несуществующему объекту черты, которыми он должен, по их мнению, обладать. Иногда подобные представления помогают при выборе того или иного предмета пользования, а иногда – мешают.
«Чёрному Дворецкому» не повезло: по выходе в свет этого 24 серийного аниме его окружили представления о слезливой трагичности и направленности на девическую аудиторию, представления, которые ничем, собственно, не были подтверждаемы, окромя необыкновенно красивых дизайнов персонажей.
Сегодня автор этих строк не будет пускаться в разбор этих представлений и мифов, а попытается дать свою собственную, по возможности, беспристрастную оценку данного аниме, чтобы попытаться в какой возможно мере защитить эту вещь от необоснованных упрёков...
Итак, «Чёрный Дворецкий»…
Уже само название заставляет задуматься, не так ли? Главный герой повествования – демон, служащий человеку в обмен на сладкий плод: возможность поглотить его душу после смерти. С «дворецким», таким образом, более-менее понятно. Однако, почему «Чёрный»? По цвету одежды? Но всем дворецким всегда было предписано одеваться в чёрный фрак, Америки этим фактом не откроешь. Потому что демон? Но в аниме имеется огромное количество персонажей, куда более жестоких, нежели наш демон (гм, некоторые ангелы, например)… Тогда в чём же дело? Ответ на этот вопрос подсказывается кадрами эйдинга: Главный герой перевозит на чёрной ладье душу своего господина в мир мёртвых… Смерть, траур – вот расшифровка названия.
Жанр… Чёрная трагикомедия. И вот опять этот цвет… Словно вся тьма смерти попыталась уместиться в сериале. И в самом деле, со смертью сталкиваются все персонажи аниме. Многие из них несут смерть, другие её принимают. Но, о боги, как по-разному!
Чего стоит различие между шинигами (богами смерти)! Кто-то из них сеет её хаотично, любуясь всполохами крови, другие – методично и спокойно, не забывая сверяться с картотекой и распекать за неаккуратное обращение с косой коллег.
Чего же говорить о людях… Кое кто из них спокойно принял смерть, кто-то проявил малодушие, и умер, не сумев проявить твёрдость воли и жестокость, а кто-то умер, оставаясь самим собой, и непреклонно посмотрев ей в лицо. Здесь ключевой фигурой становится образ мальчика, продавшего свою душу девону за месть. И в смерти герой остался самим собой, может быть, поэтому его душа обещает быть особенно вкусной для демона?
Любопытно, что данное аниме – продукт жизнедеятельности японской культуры, вбирает в себя и европейскую символику. Готические соборы, Лакримозо (оплакивание) и траур – эти неизбежные спутники католической религии, плотно соседствуют здесь с шинигами и попиванием чая в саду камней. Причудливая мешанина стилей делает траур ярким и неожиданным.
Жизнь – это яркое, весёлое и приятное ожидание смерти. Эта фраза становится особенно значимой в контексте аниме. Можно даже сказать, жестоко значимой. Так как за весельем, приёмами царствующих особ, открытием выставок, проведением конкурсов и прочих мельканий светской жизни стоит Чёрный Дворецкий, и мирно улыбается в ожидании неизбежного и неминуемого конца. Он ждёт, ибо, как хороший слуга, не хочет торопить своего господина ни словом, ни звуком, не намёком; и ждёт терпеливо, потому что знает, что, в конце концов, непременно дождётся.