Рискну и я
..пожалуй. Извините, что так длинно.
«…ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПОДДЕЛОК»Сразу скажу, что это аниме стало одним из самых сильных моих впечатлений – уникальное, прекрасное, не похожее ни на что. Нисколько не претендуя на полное понимание и «расшифровку» - это нереально, да и слишком уж неоднозначное и бездонное это произведение - хочу просто поделиться мыслями, на которые оно меня навело.
Итак.
Далеко, где нет людей, на безжизненной пустоши, похожей на чужую планету, в ветвях дерева (мировое древо?) покоится яйцо (птицы? ангела? нового мира?). Неслучайно это - самая первая картина , потому что она с самого начала дает ключ к пониманию того, что происходит потом.
Город – ойкумена, населенная людьми. В город приходит Мессия, странствующий по миру так давно, что даже сам не помнит, откуда он. Несущий за спиной нечто – не то крест, не то арбалет, не то ружье («не мир я вам принес, но меч»?) И единственный, кто встречает его – ребенок, девочка, которая хранит яйцо, и носит его так, как взрослые женщины носят будущего ребенка. Казалось бы – все правильно. Первой мессию встречает самая чистая душа и в ней – живет надежда на новое рождение мира. НО. Достаточно только одного внимательного взгляда и сравнения с тем, что мы видим в начале фильма , чтобы понять – ЭТО НЕ ТО яйцо! Посмотрите , настоящее – полупрозрачное, уродливое – но ЖИВОЕ. А то, что лежит на коленях у девочки – гладкая, ровная, белая скорлупа. («ты знаешь, что внутри этого яйца?», «не разбив яйца, нельзя узнать, что в нем») И когда яйцо, наконец разбито, мы видим – это пустышка, подделка, в нем нет зародыша новой жизни. Из такого яйца не выйдет даже яичницы, а уж тем более – нового мира.
Это удивительное, вдохновенное аниме я , тем не менее, назвала бы едва ли не самым антихристианским произведением из всех, что мне встречались. Возможно, даже антирелигиозным at all. Совершенно лишенное какого-либо обвинительного или враждебного настроя – оно дает, тем не менее, безжалостную в своей беспристрастности картину. Яйцо, которое мы бережно храним – пусто и мертво. Истина утеряна, утеряна так давно, что сам ее остов оголился и окаменел – вспомним скелеты рыб, среди которых бродят главные герои. «Никакой Рыбы здесь больше нет», остались лишь тени этой истины – но даже их мы не умеем чтить. Мы охотимся за ними, словно за пищей – кидая гарпуны, пытаясь поймать и завладеть. Осталось каменное изваяние Рыбы над входом в Храм, сам Храм - темен, пуст и заброшен. Рыба – мертва.
О взаимосвязи этих символов с христианством уже было совершенно правильно написано предыдущими авторами, я не буду повторяться. Интересно еще, что тени, плавающие по стенам Города – это тени кистеперых рыб, вымерших многие тысячелетия назад – как и окаменевшие скелеты , они дают ощущение огромной, недоступной человеческому восприятию временной перспективы. Это – конец времен.
Вестник, отправленный на поиски новой земли, вернулся, но никто уже не услышал его весть и все забыли о нем. И его остов тоже остался каменеть в глухом закоулке, в который никогда не заходит никто из людей. Вестник. Ангел. «Как я и думал», - сказал, узнав об этом, Мессия. А над Городом уже идет дождь, и звучат грозные строки из Ветхого завета – новый Потоп близок, а старый ковчег истлел и некому строить новый - никто больше не слышит Гласа с небес. И кажется - никого уже не спасти.
Но Мессия не был бы Мессией , если бы не попытался спасти хотя бы одну встреченную душу, еще живую. Спасти ее можно только одним, очень жестоким путем – разрушив самое дорогое и трепетно хранимое . Потому, что это - НЕНАСТОЯЩЕЕ, это мертвая, пустая оболочка, догма. Потому, что пока человек привязан к иллюзии истины – путь к истине живой ему заказан. Лишь крича от обездоленности над осколками своих ложных надежд, можем мы ощутить необходимость нового поиска и нового пути. Потому что настоящее яйцо никто не принесет и не даст – за ним каждый должен идти сам. Даже через смерть. И последнее дыхание живой (спасенной!) души рождает чудо – из него прорастает много новых деревьев и новых, подлинных, полных пульсирующей жизни, яиц. Прямо в городе, среди руин старого Храма. Истина и надежда вновь близки , людям снова явлен Дар, лишь бы только нашелся кто-то, способный принять его. Найдется ли…
Финал, если честно, остается для меня загадкой. Этот не то ковчег, не то космический корабль, возносящийся к небесам и полный застывших в религиозном экстазе статуй – он так непохож на обитель живых спасенных душ. Эта сцена слишком противоречит картине возрождающейся жизни, которую мы видим перед этим – очень уж безжизненны эти изваяния. Поднимаясь к небесам, он уносится прочь – а может быть, это символ того, ОТ ЧЕГО Он спасает души? Окаменевшая девочка, вечно берегущая пустое яйцо – ведь это именно то, чего удалось избежать..
Стоя у кромки океана-вечности, созерцая это странное вознесение, Мессия остается в этом мире…