"Лэйн" — аниме не про людей и не для людей. В принципе, на этим можно было бы и закончить рецензию.
А про что? Про Алису, за которой не пришёл кролик. Про мировой заговор. Про Интернет. Про бога. Про эволюцию. Про что угодно, только не про людей. И даже тотальная победа человеческого в конце этого не меняет.
Лэйн, сидящая в своей пижаме в пустой комнате у подоконника с игрушками, сама игрушка — пустая и, в общем-то, почти никому не нужная. Её родители больше напоминают подвисающие компьютерные программы, которые функционируют, только на них смотреть. Её квартира — незаполненное пространство, залитое белым светом. Её город наполнен какими-то механизмами, не людьми.
Неудивительно, что из этого мира хочется уйти в Сеть.
"Лэйн" рассказывает историю слияния реального мира и Сети, и главного — добивается: повествование, скача от первого лица к третьему, в итоге заставляет зрителя погрузиться. Поверить, что "она и правда всегда где-то рядом, смотрит на тебя".
А ещё "Лэйн" убийственно пуста эмоционально. Там не слишком много диалогов и совсем нет — эмоций. А те, что есть, показаны как-то сверху, отстранённо; зрителю не предлагают сочувствовать, зрителю не предлагают даже созерцать... ему скорее показывают, что — слёзы, смех, страх — это только синапсы. Баги сознания.
Сознание можно очистить. Способ так прост: чтобы не было негативных эмоций, все должны полюбить друг друга; а чтобы любить друг друга, все должны соединиться. Ой. Нет, само собой, я верю авторам, клянущимся, что Евы они не видели. Наверное, мимо Земли просто в это время пролетала комета, поселившая такую похожую мысль в головы разных людей. Впрочем, похожесть обманчива; в Еве идея всеобщего объединения идёт от этих самых эмоций, в "Лэйн" же скорее наоборот — от разума, от сознания ограниченности естественной эволюции.
Сеть — Интернет — это свобода слова, эго, свобода быть таким, каким тебе нравится и хочется быть. Если все войдут в Сеть, все станут счастливы. Объединившись в общую нейронную сеть, человечество достигнет нового этапа эволюции и, возможно, даже пробудит сознание Земли. Звучит, пожалуй, даже немного комично, но ведь это не вчера придумали. Если мозг человека — это миллионы нейронов, объединённых синапсами, но образующееся сознание человек называет своим, то... соедини людей — получится сознание планеты. Эволюция.
Вот и нашёлся такой человек, который знал, как этого добиться. Попутно и себя не забыл, конечно, прописав свою личность как бонус к седьмому протоколу (т.е. айпишнику, состоящему из семи групп цифр). Тем самым став всевидящим и всеведующим. Но не всемогущим.
Вообще говоря, в "Лэйн" очень много интересных тем и мыслей (я бы вообще назвала сей сериал средоточием киберпанка), но, в отличие от всяких там, эти самые мысли никто не формулирует. Более того, никто даже не задаёт вопросов. Никто не ведёт дискуссий на тему того, например, что такое бог, хотя интерпретация этого понятия в сериале присутствует. Нам говорят: "того, чего никто не помнит, никогда не существовало," — но никто не собирается дискутировать на эту тему.
Поэтому от "Лэйн" очень сильно веет отсутствием желания заинтересовать зрителя. Никто с ним не заигрывает. Никто под него не подстраивается. Никто ему ничего не объясняет. Даже анонсов следующей серии там нет. Ощущение не-коммерции витает в этом сериале прямо-таки ощутимо. Он как будто бы делает зрителю одолжение, позволяя себя смотреть. (Забавно, вообще говоря, что этот дух присутствует чуть ли не во всех работах, которых так или иначе коснулась рука Абэ, — даже в тех, сценарий которых писал не он).
При этом там есть отдельные весьма цепляющие истории и моменты. Про Мику, которая стала disconnected. Про родителей Лэйн (вообще прощание Лэйн с отцом — которое остаётся всё таким же пусто-безымоциональным — мне хочется записать в "самые трогательные сцены аниме", да). Про Алису, ясное дело.
Ах, ну и да, эго... всё — как обычно — сводится к тому, что, перед тем, как что-то делать, нужно познать себя. Что ты есть и чего ты хочешь. Лэйн сильная, она хотела счастья всему миру. Она его подарила...
Ну и я не стану рассказывать, что это одно из двух аниме, заставку которого я ни разу не проматывала (второе — "Мононоке"), что там великолепный монтаж, дизайн, графика, гудящие провода и текучие тени. И что это классика аниме и вообще киберпанка, мимо которой нельзя пройти. Впрочем, это всё действительно так. 10/10.