По части эротики (если тебе дорога эта тема) изобразительные возможности театра, наоборот, немногим меньше, а в чём-то больше, чем таковые у кино. (Есть замечательный приём – перенесение действия в зал. Использовался когда-то то ли Ленкомом, то ли Таганкой, но глупо: какие-то красноармейцы идут сквозь зрителей. Вот массовый перепих в партере-амфитеатре – это было бы самое то, чуваки не воткнулись, в чём их истинное призвание.)
Театр хорош в "камерных" ситуациях: просто "природа" (не говоря о батальных или фантастических элементах) требует от зрителя доброжелательного настроя "смотреть сквозь пальцы". Преимущество (наверное, даже единственное, а не "главное") театра именно в том, на что ты указал: возможность присутствовать при "акте творчества" – каждый раз актёр играет чуть-чуть, но иначе. (Кстати, думаю, отсюда и "многовариантность", когда киноверсий будет 10000, в театр, имхо, никто не пойдёт).
Отправленный на: 04 Января 2009, 01:20:33
Толстой, как известно, был никаким драматургом.
пьесы Толстого шли по всему миру. Толстой – аристократ, он и вальсы неплохие писал. Не надо только сравнивать с гениальной прозой. Был замечателный телеспектакль (режиссёр, вроде, М. Козаков) "И свет во тьме светит" (про паренька, решившего закосить по "идейным").
Поэтому, если слушать его суждения относительно пьес (кстати, он не любил Шекспира, думаю, если бы Шекспир дожил до его дней, он ответил бы ему тем же), то мы забредём в неведомые дебри, очень далёкие от драматургии.
в целом, пожалуй, "да", но в части "шекспира" у Толстого есть много тщательно аргументированных литературоведческих работ, кажется, никем не разобранных (оруэлловские "контрдоводы" несерьёзны).
чтение (и написание) дневника в "На всякого мудреца" - потрясающие сцены (и вообще, эта пьеса - одна из моих самых любимых)...
у меня, в общем, тоже. Пьеса имеет ещё один план, диалог Глумова и Мамаева ("я дурак, мне нужен руководитель") можно читать как будто это всерьёз. Ведь у Глумова был период, когда это было всерьёз, как он – такой способный – дошёл до жизни такой, это он над собой, над прошлым своим "глумится", а не только над "дядюшкой". (Часто очень способные люди дураки "по жизни". Проблема специфически "наша", поэтому "Мудрец" на Западе не идёт). Глумов – персонаж ещё одной пьесы, больше Островский, по-моему, нигде не "повторился". "Глумов" для Стругацких – тоже, думаю не случен.
"Дневник" хорош, но, имхо, без него, если б О. сумел, "образ" был бы "глубже". Между прочим, замечательно (и помимо дневника) даны механизмы общества (все учебники "политологии" – на вонючую помойку!).
Ещё я подумал о сходстве Глумова и Рауля.
Отправленный на: 04 Января 2009, 02:33:35
Какие бы причины не побудили автора ввести дополнительные эпизоды, после введения оных они стали единым целым с произведением. Нужно воспринимать целостность, и будет нам счастье.
просто надеюсь на содержательное обсуждение "Викторины".
(Между прочим, "Викторина" и, кажись, ещё одна серия 1-й версии не имеют англ. субтитров. Безобразие какое.)