Заглянем во вторую половину 80-х годов.
Это время расцвета Original Animation Video (OVA). Время, когда возвращается интерес к полнометражным фильмам. Уже сложились каноны аниме про «больших роботов», каноны махо-сёдзё и спортивного аниме. В 1986 году молодая студия «Ghibli» Исао Такахаты и Хаяо Миядзаки сняла свой первый фильм «Летучий замок Лапута». Группа дружных аниме-отаку только-только создала свою собственную студию, получившую название «GAINAX».
Поклонники японской анимации к этому времени были уже готовы серьезно воспринимать ОВА и фильмы, не основанные на каких-либо сериалах и существующие сами по себе. У аниматоров наконец-то были развязаны руки. Свобода не была, конечно, абсолютной: всегда существовала возможность того, что публика просто не примет необычное творение. Но теперь дело стоило свеч.
И вот вскоре появилось множество интересных, необычных проектов.
Одним из них стала ОВА «Megazone 23» (1985) режиссер Ноборо Исигуро, снятая на молодой студии «Animation International Corporation» ("AIC") – первое аниме в жанре киберпанк.
Сейчас киберпанк этого аниме можно назвать классическим: «Megazone 23»гружала зрителя в мир мрачного будущего – с бандами рокеров, морем преступлений, развитыми технологиями, сетью и хакерами. Дело в том, что на ОВУ Нобору Исигуро сильное влияние оказал легендарный фильм Ридли Скотта «Bladerunner» («Бегущий по лезвию бритвы»), определивший каноны киберпанка и привлекший к нему внимание зрителей.
Но вскоре за первой ласточкой последовали другие, уже полностью японские фильмы и ОВА. И если мы продолжим сравнивать «Megazone 23» с ласточкой, что многие пришедшие-прилетевшие вслед за ней оказываются настоящими летающими мастодонтами. Эдакими космическими крейсерами Ямато.
Речь идет, в первую очередь, о 2 проектах 1987 года: полнометражке «Black Magic M66», сериала «Bubblegum Crisis» (1987-1991).
"Black Magic M66" интересен тем, что он был снят по первой манге Масамунэ Сиро. «Bubblegum Crisis» же на протяжении 8 ОВА рассказывает о борьбе людей против «бумеров» - взбесившихся роботов. Необычность сериала в том, что борьба главных героев оказывается практически бессмысленной – обычные, еще подчиняющиеся людям роботы без устали работали там, где это не мог или не хотел делать человек. От использования этих машин просто невозможно было отказаться. А ведь каждый робот – потенциальная машина для убийств! Так у бумеров под рукой всегда были бесконечные резервы…
Этот сериал, замечательный и по своей идее, и и по качеству исполнения, сразу стал классикой киберпанка (не так давно вышло своеобразное продолжение «Bubblegum Crisis» - аниме «Parasite Dolls», сценаристом которого является хорошо знакомый нам Дай Сато).
Тот же 1987 год порадовал зрителей еще двумя киберпанк-проектами, сборниками небольших новелл: «Повестью о Лабиринте Мани Мани» ("Mani Mani Maykuu Monogatari"), который в числе других режиссеров снимали Кацухиро Отомо, Ринтаро и Ёсиаки Кавадзири, и «Карнавалом роботов» («Robot Carnival»), созданным под общим руководством Отомо.
В следующем, 1968-ом, году появились 2 новые экранизации творений Масамунэ Сиро: «Яблочное семя» («Appleseed») и «Танковая полиция» («Dominion Hansai Gundam»). Они не были успешными, но их выход показал, что Масамунэ Сиро – желанный гость в мире экранов телевизоров.
И вот, как говорится, грянул гром.
В том же 1988 году мангака Кацухиро Отомо экранизировал свою эпическую мангу, создав двухчасовой фильм «Akira» («Акира»).
По тем временам технически совершенный, обладающий запутанным сюжетом и пропитанный духом антиутопии фильм быстро обрел статус легенды. «Акира» действительно поражал – скажем, в отличие от принятого стандарта 12 кадров в секунду, творение Отомо в каждой секунде своего времени содержало 24 кадра!
И, что самое главное, Акира действительно был силен в «духовной части». Суровый, даже жестокий, атмосферный, фильм рассказывал о возможности превращения обычного человека в сверхсущество, о том, что происходит в сознании того, кто получил в свои руки силу бога.
Конечно, чтобы полностью насладиться «Акирой», надо прочитать мангу: в фильме многое пришлось опустить, чтобы не растягивать его до бесконечности.
В 1989 году по уже широкой, протоптанной тропе в сердце отаку прошли ОВА-сериалы «Angel Cop», 12-серийный «Кибер-воин Гайвер» ("Kyoshoku Soku Gaiver") и «Патлабор» ("Kidoo Kaisatsu Patlabor") Мамору Осии.
Впереди было новое – и последние десятилетие века.
И новые щедевры. Новый киберпанк…
P.S. Большое спасибо Борису Иванову за его чудесную книгу «Введение в японскую анимацию». И Википедии тоже спасибо – куда уж без нее. Без них писать эту статью было бы куда сложнее.