Вашему вниманию представляется большая, и, несомненно, очень занудная статья на тему сна и пробуждения в данном аниме. Надеюсь, вы не будете кидать в автора (т.е. в меня) тапки. Отраднее ли спать или смотреть «Ergo Proxy»? "Отрадно спать - отрадней камнем быть.
О, в этот век - преступный и постыдный -
Не жить, не чувствовать - удел завидный...
Прошу: молчи - не смей меня будить."
Микеланджело Буанарроти
В конце зимы – начале весны 1546 года, восторженный флорентиец Джованни ди Карло Строцци написал в адрес своего друга эпиграмму, восхваляющую одну из его последних работ. К его величайшему изумлению, его даровитый товарищ в долгу не остался, и на свет появилось знаменитое четверостишье, приведённое в эпиграфе данной рецензии и ставшее отправной точкой для аниме Ergo proxy.
Но почему? Как было замечено многими исследователями, ответ Микеланджело имел особо злободневный социальный и политический характер. Соответственно, «век постыдный» - это время написания данной эпиграммы, время, удалённое от нас и наших забот. Однако есть в этих словах некий магический смысл. Его можно назвать идеей пробуждения.
Пробуждение – ключевое понятие сериала Ergo proxy. И используется оно в разных смыслах. Например, «пульс пробуждения» - начало проекта уничтожения Прокси. Однако, в этой статье, я буду говорить о несколько иных пробуждениях.
В самом деле, на протяжении 23 серий герои не раз будут говорить о снах и избавлении от них. Чтобы лучше понять сложную конструкцию аниме, обратимся к теориям мировой философии, психологии и религиоведения, освещающим этот вопрос.
Вера и избавление от тьмы (сна) язычества.
Образ сна язычества часто встречается в религиозной и в светской литературе. Свой исток он берёт из «Нового завета». В книге «римлянам», главе 13 сказано: «наступил уже час пробудиться нам ото сна». В средневековье так же часто встречался этот символ, например, часто язычники изображались с закрытыми (завязанными) глазами, символически отображающими сон души.
Кант и Юм. Пробуждение от догматического сна.
В 1783 году, Э. Кантом был написан трактат, поясняющий его «Критику чистого разума», под названием «Пролегомен ко всякой будущей метафизике, которая может возникнуть как наука». В нём автор рассказывает о роли Д.Юма в его собственном "пробуждении от догматического сна" (den dogmatischen Schlummer). Автор данной рецензии не хочет углубляться далее в философию, ограничившись лишь замечанием относительно антиномии - столкновении законов разума, равнодоказуемых положений. Преодоление антиномии, противоречивости разума и есть «пробуждение».
Фрейд и Юнг. Сон и психоанализ.
В конце 19 века психология вступила в новый этап своего существования. Старые методы устарели и настойчиво требовали обновления, посему наряду с классическими приёмами психиатрии уверенно соседствовали и не совсем классические, (или совсем не классические), как то: гипноз, месмеризм и т. п. Именно в этот момент вперёд выступил Фрейд со своей теорией сна, как зашифрованного сообщения. По Фрейду, с помощью сна осознаётся психическая жизнь мозга, скрытые и вытесняемые желания, мысли. Выход из сна, пробуждение – реализация этих же конфликтов и переживаний.
Камю и Сартр. Пробуждение «Человека бунтующего».
Автор данных строк много мог бы написать о Камю, ибо это глубокий и интересный философ. Но придется остановиться лишь на нескольких положениях, первое и главнейшее из которых, это пробуждение от сна повседневности. Мир, в котором человек является деталью, винтиком целого – есть сон личности. Пробуждение ото сна – бунт. Бунт почти бессмысленный (ибо победить внешние, враждебные человеку факторы невозможно), но одним уже своим существованием утверждающий человечность человека.
Пробуждение в Ergo Proxy.
Охватив внутренним взором большинство теорий сна и пробуждения (хотя, разумеется, взяты лишь самые общие, и рассмотрены они не подробно) в философии и литературе психоанализа, мы подходим к главному вопросу данной рецензии: какая именно из этих теорий легла в основу аниме? После длительных размышлений, автор этих строк пришёл к выводу, что все.
В самом деле, каждый из персонажей данного сериала переживает своё пробуждение. Попробуем разобраться.
Винсент. Его сон и его пробуждение как бога, многочисленные символы забвения, и сами сны героя явно указывают на теорию психоанализа. Попытка забыть, вытеснить своё прошлое в мир сна, приводит Винсента к длительным метаниям, поиску и пробуждению.
Пино и инфицированные автолейвы. Первое, что делают автолейвы, обретая душу, это становятся на колени и возносят молитвы. Пробуждение религиозного сознания внутри машины, глубочайшая и интереснейшая мысль сериала.
Рил. Скучающа от обилия догм героиня не желает более подчиняться доводам советников, ибо она способна открыть свою правду, которая будет такая же убедительная и верная, как и правда Ромдо. Избавление от чужих установок делает Рил «сторонницей» Канта.
Рауль Крид. Автор данной рецензии не будет приводить доводы в пользу близости данного героя теории бунта. Слишком уж много этих доводов, да и сама речь персонажа кишит отсылками к экзистенциализму. Упомяну лишь один, далеко не самый важный – по словам Камю, первое, что должен сделать человек бунтующий, это сказать миру «нет». В опенинге аниме в первых кадрах, репрезентирующих Крида, на его лбу проступают буквы «non».
Итак, каждый из героев сериала переживает свое пробуждение. Переживает его по-разному. Но почти всегда оно имеет негативный смысл. «Не смей меня будить»… Но почему?
Ergo Proxy – вещь, утверждающая, что сон – лучшее избавление от себя и мучащего мира. И в этом смысле, Винсенту проще было оставаться иммигрантом, Рил смиряться со скукой рая, а Раулю жить, любя выданную высшими властями семью. Но раз пробудившись, герои уже не могут заснуть снова.
Правда реальности жестока, и ведёт героев к отчаянью и смерти (см. последние слова Винсента: «Я - Эрго Прокси, посланец смерти»), а нас – к длительным размышлениям на тему отраднее ли спать или смотреть «Ergo Proxy»?